Продолжение текста об истории использования природного камня человеком
7 Камней К-групп: +7 912 211-11-11

Статьи

Главная / Статьи / Человек и природный камень, продолжение истории

Человек и природный камень, продолжение истории

мощение камнем в давние времена

В Китае мощение природным камнем распространяется ориентировочно с XI века н.э..

Замечательным воплощением этого вида мощения является сад Лиу, относящийся к периоду правления династии Мин (XVI-XVII вв.). Дорожки его, наряду с присущим китайскому саду сочетанию тщательности планировки с естественностью, иллюстрируют также гармонию разных типов мощения и нанесенной символики.

Потрясающие по выразительности изображения флоры, фауны и людей прошлого, а также великолепные орнаменты подобны прекраснейшим картинам. Булыжники, тщательно отобранные по цвету, величине и форме, фиксировались затем в определенной последовательности посредством применения раствора.

Знание этих способов и техники обработки булыжного камня, как и в целом искусство мощения, старые мастера бережно хранят и в наши дни...

Они участвуют в реставрации сооружений древности и следят за их состоянием, стараются проявить у молодежи интерес к искусству работы с камнем и передать им свои уникальные умения.

Мощение булыжником, технология которого принципиально не отличается от технологии укладки каменной брусчатки или камня плитняка, также поныне используется и во множестве стран как северной, так и южной Европы. (На фото слева – Дрезден. Мощение, выполненное классическим способом.)

Средние века являются тем периодом, когда сформировались основы строительства городских оборонительных сооружений, таких как крепости, их стены и дозорные башни, а также прочие укрепления. Цели, что при этом преследовались, как правило, служили чистой функциональности подобных сооружений. Отсюда возник способ кладки, названный впоследствии рустованной.

На территории современной Германии первые образцы строений, возведенных с использованием такой кладки, относят к середине XII в, времени правления династии Гогенштауфенов. В Эльзасе и юго-западной части страны сохранилось больше сотни крепостей, построенных данным способом. Типичным примером рустованной кладки также является крепость Олавинлинна в Савонлинне, Финляндия.

Возникновение рустованных стен и распространение известности техники их возведения приписывается временам крестовых походов. Основным ее преимуществом стала возможность быстрого возведения конструкций при использовании относительно небольшого числа работников, т.к. крупные выступы камня оставляли нетронутыми и, соответственно, не тратили время на их обработку.

Выдающиеся выступы, возникающие в результате на стенах, вдобавок служили препятствием при установке и передвижении лестниц в ходе возможного штурма и одновременно предрасполагали сохранности построек – и по сей день они предохраняют от неблагоприятного влияния погоды швы, что размещены глубже.

Техникой рустованной кладки, как регулярной так и нерегулярной, выступы применяются и в наши дни при оформлении каменных стен, хотя и в несколько более рафинированной форме.

Удивительными строителями, получившими мировую известность как благодаря своей уникальной архитектуре, так и оригинальным способам кладки камня, являлись древние инки. В 2400 метрах над уровнем моря и 600 метрами выше реки Урубама, в отрогах перуанских Анд на 80 км к северо-западу от города Куско, расположен древний город этой загадочной цивилизации.

Строительство Мачу-Пикчу относят примерно в середине XV в., но найден он был только в 1911 году.Путь от Куско до Мачу-Пикчу инки называли Священной Тропой и занимал он в те времена 4 дня.

Главная площадь находится в центре города в окружении террас, состоящих из каменных однокомнатных домов, расположенных, в свою очередь, по кругу внутреннего двора. Добротность их постройки наряду с качеством обработки камней, позволявшим скреплять их практически бесшвовно, демонстрируют техническую высоту мастерства ремесленников-строителей.

Одним из наиболее примечательных строений Мачу-Пикчу является храмовый комплекс Эль-Торреон ("бастион" - исп.), возведенный вокруг части природной скалы, отесанной и превращенной в алтарь для жертвоприношений. На плоской вершине храмовой башни установлен вырезанный из гранитного монолита Интиуатана, священный камень, «к которому привязано солнце» (пер.).

В окрестностях "потерянного города" (~ 1,5 км) расположены руины поселения Оллантай-тамбо. Несколько превосходящий его в размерах и также непосредственно сообщающийся с Мачу-Пикчу небольшой городок Ллак-тапата был открыт ученым Х. Томсоном совсем недавно (2003 г.) чуть далее (~ 3 км) от Мачу-Пикчу. Протянувшийся на 140 м вдоль дороги, он состоял из зданий разнообразного назначения, в число которых входил даже небольшой храм высотой в 2 этажа.

Хочется обратить внимание на еще одно строение прежних времен, что некогда было уничтожено и позднее заново воссоздано.

Церковь Фрауэнкирхе в Дрездене была возведена по проекту Георга Бэра. Этап планирования занял 4 года, строительство было начато в 1726 году и закончено в 1743. По замыслу архитектора строение должно было представляться «одним сплошным камнем с основания и до вершины » и являло собой квадратный в поперечном разрезе 95-метровый собор с выступающей срединной частью, увенчанный огромным куполом. Последний имел в радиусе более 23 м и сложен также из камня, а не типичного той эпохе дерева. Фрауэнкирхе предназначалось стать “вечным символом” города.

Конец “вечности” наступил в 1945 году, 13 февраля, когда в ходе бомбового налета на Дрезден союзной авиации собор был разрушен и практически полностью уничтожен. (Особо хочется отметить, что в этом авианалете, превратившем Дрезден в руины и абсолютно бессмысленном с военной точки зрения, авиация СССР участия не принимала. Основные “заслуги” принадлежат Великобритании и США. - прим. перев.)

Работы по восстановлению, производившиеся с максимально возможным включением оригинальных материалов, начались лишь после обьединения Германии, в 1992 году. Напоминанием о былых ранах служат старые более темные камни наряду с диссонансом в размерах, характерным для камней буферных областей, разделяющих части старой кладки с современной.

Для восстановления первоначально пришлось провести археологические изыскания. Этот этап занял 17 месяцев, в ходе него была разобрана и рассортирована груда камня общим объемом в 22 тыс. кубометров. Итогом его стало спасение более 91 тысячи камней стеновой кладки, более чем 8 тыс. фрагментов фасада, внутренней отделки и перекрытий, а самой крупной удачей стало обнаружение части купола массой около 95 тонн.

Воссоздание исторического памятника чаще всего куда более тяжелая задача, нежели первичное строительство. Требовался подбор максимально соответствующих оригинальным материалов, апробация цементных составов и технологические тесты наряду с получением представления о последующих за строительством 268 годах истории собора.

Обусловленное сложным многообразием форм и, как следствие, стыков, изготовление новых блоков из песчаника зачастую производилось прямо на месте строительства и вдобавок требовало дополнительной, чаще всего неоднократной, доводки. Таким образом лишь за ноябрь 1996 года. приходилось обрабатывать до 15 кубометров песчаника в день.

Готическим методом - когда поочередно укладываются два торжковых камня с одним тычковым - при посредстве кружала из предварительно изготовленных блоков, имевших форму 3 различных видов, была сложена арка основного подвала.

Возведение восьми внутренних колонн стартовало в июле 1997 года. Поскольку расчетная нагрузка каждой колонны доходила до 1800 тонн, к качеству стройматериалов предъявлялись высочайшие претензии, вследствие чего для строительства брали камни только т.н. «белого пласта» из карьера в Белене. Конечно, современный уровень развития технологий значительно облегчал строителям задачу.

Так, к примеру, добытый песчаник предварительно перевозили в Пирну, где с помощью компьютера производилась его обработка до требуемых кондиций. Тем не менее, перед непосредственной установкой камни приходилось подвергать дальнейшей доводке мастерами-каменотесами и повторной проверке параметров.

Хотя кладка стен, как и прочие основные работы, были преимущественно выполнены к марту 2004 года, изготовление плиточных камней облицовки из песчаника продолжалось и позже.

Освящение Фрауэнкирхе состоялось в 2005 году, 30 октября, и с тех пор символ города вновь возвышается над Дрезденом, служа теперь уже не только памятником жертвам трагедии II мировой, но также и знаком вечного устремления к обновлению.

Не столь знаменитая, как Фрауэнкирхе, также была отреставрирована и церковь Мальсдорфа в Нидерлаузитце. Она является примером исторических построек, более близких современности. Эта лютеранская церковь была поднята за время с 1897 по 1899 гг. усилиями фактически всего одного сельского сообщества, без многочисленных пожертвований, хотя вовсе без мецената, конечно, не обошлось и в этом случае. Финансовое участие в строительстве принял князь Зольмс-Барут, ставший покровителем нового прихода.

Благодаря ему жители общины смогли добыть гранитные булыжники, а затем сами обработали их, притерли и уложили в надежную кладку. Высота нижней, фундаментальной части стен, учитывая скосы, дотягивала до 3 метров, выше укладывалось продолжение, направленное практически по вертикали. Толщина стены в несущей ее части составляла от 70 до 80 см. Надежность и крепость кладки достигалась использованием в узловых точках нефа и башни некрупных, но твердых и тяжелых камней.

Вследствие использования булыжников разнообразной формы и расцветки узор кладки получился живым и удивительно красивым, а здание в целом заиграло переливами красных, желтых, коричневых и даже серых полутонов. Церковь, расположенная в центре Мальсдорфа, стала жемчужиной этого поселка.

Читайте следующую часть истории камня.

кладка камнем в давние временауникальная каменная кладка